0р.
Оформить заказВ 2016 году в помещении площадью 50 м2 ГОУ Лицея №1502 (Москва, Россия) были проведены акустические исследования. Результат тишина в классной комнате была отличной, а оптимальные акустические условия позволили снизить время реверберации практически в два раза. Для этого был определен ряд необходимых показателей и параметров.
В первую очередь, специалисты выполнили определение времени реверберации*, после чего была сопоставлена разборчивость и слышимость речи в обычном классе и классной комнате с повышенным акустическим комфортом. Исследования показали, что четкость и ясность речи напрямую зависит от уровня акустики, как и восприятие информации. Кроме того, снижение общего уровня шума улучшает эффективность обучения, позволяя ученикам сконцентрироваться. Шум может вызвать чувство беспокойства и чрезмерного утомления, что недопустимо по отношению к школьникам.
Директор лицея, Лауреат премии Президента РФ, д-р пед. наук, профессор Владимир Чудов подчеркнул, что данное учебное заведение является современным и инновационным. Именно в лицее ученики могут получить глубокие знания в различных отраслях, которые в дальнейшем будут применены для достижения поставленных целей в юношеской и взрослой жизни. Комфортные условия обучения играют далеко не последнюю роль в формировании качественного образования. И акустическая среда – важнейшая составляющая комфорта.
Кроме того, Владимир Львович подчеркнул, что зачастую в классных комнатах уровень шума находится гораздо выше допустимой нормы. Акустические звукопоглощающие элементы, установленные в помещении, заметно снижают уровень шума, что благотворно влияет на обучение учеников и работу учителей. Данные акустические исследования проведены с целью демонстрации потенциала акустической модернизации и возможности ее применения в любой классной комнате.
Акустика помещений влияет на все сферы деятельности человека, начиная от обучения и работы, и заканчивая отдыхом и занятиями спортом. Если рассматривать конкретно образовательную сферу, которая и является объектом исследования, плохие показатели акустики снижают продуктивность не только процесса обучения, но и работы учителей в целом, не говоря уже об ухудшении состояния здоровья.
Американское акустическое общество проводит регулярные исследования в данной сфере. Согласно последним сведениям, если увеличить фоновый шум хоты бы на 10 дБ, информация будет усваиваться на 5-7 % хуже, даже если она будет не устной. Кроме того, это повысить общий уровень напряжения, негативно скажется на здоровье органов речи, слуха, нервной системе, соответственно – общем самочувствии человека. Учителя более чем в 30 раз чаще сталкиваются с проблемами голосовых связок в сравнении с представителями других профессий.
Немецкие и английские ученые взялись за изучение другой стороны акустического комфорта. К примеру, чем благоприятней звуковая среда в классе, тем лучше ученики на слух воспринимают устную речь, а также работают в группах и проявляют заинтересованность. К примеру, снижение уровня шума на 13 дБ же благотворно влияет на показатели успеваемости. В тех помещениях, где преимущественно идет монолог преподавателя, уровень шума нужно снизить хотя бы на 10 дБ.
Если сравнить показатели акустики в пустых классах со звукопоглощающими панелями и без них, то уровень шума первого будет примерно на 5 дБ ниже. Свою роль играет и так называемые «эффект библиотеки»: чем меньше будет шума, тем тише ученики будут разговаривать, чтобы поддерживать приятную тишину и спокойную обстановку, комфортную для слуха.
Если выразить снижение на 13 дБ на реальном примере, это равносильно тому, когда выключают мощный вентилятор в комнате или заглушают двигатель грузового транспорта, стоявшего под окном. Наступает моментальное расслабление органов слуха, что приносит как физический, так и моральный комфорт.
Если для простых школьников показатели акустического комфорта крайне важны, то у детей с повышенной чувствительностью данные требования продиктованы здоровьем или личными потребностями. Это касается учеников с нарушениями слуха, школьников, которые только изучают язык, страдают гиперактивностью, синдромом дефицита внимания или другими нарушениями нервной системы.
К примеру, по данным правительства Шотландии**, процент таких учеников составляет не менее 21 %. Для проведения исследования «чувствительных» детей перевели в класс с акустическим комфортом, что сразу же повлияло на их успеваемость и поведение. Это касается и учителей: в таких классных комнатах у них нормализуется гормон стресса, частота сердечных сокращений, пульс, улучшается настроение и стрессоустойчивость***.
Для формирования идеальной акустической среды в любом помещении необходимо обратиться к специалистам, которые регулярно участвуют и сами проводят исследования, обучающие мероприятия, прекрасно зарекомендовали себя и успешно завершили не один десяток проектов. Проблема улучшения акустики в классных комнатах является как никогда актуальной, не говоря уже о необходимости снижения риска развития профессиональных заболеваний у преподавателей.
* Время реверберации демонстрирует длительность затухания звуковой волны на 60 дБ (определяется в секундах). Если акустическая среда является благоприятной, будет слышен только звук от говорящего к слушателям. Это означает, что в помещении не будет возникать так называемых поздних отражений – звуковых волн, которые отразились от
стен, потолка, пола, мебели и негативно влияют на разборчивость и слышимость речи из-за создания фоновых шумов.
** Сведения были представлены во время доклада Правительства Шотландии и касались непосредственно вступления в силу Закона «Об образовании» 2004 года и акта дополнительной поддержки сферы образования.
*** Исследования проводились учеными Бременского Университета в Германии.