Акустическое исследование в ГОУ Лицее №1502 при МЭИ

В 2016 году в помещении площадью 50 м2 ГОУ Лицея №1502 (Москва, Россия) были проведены акустические исследования. Результат  тишина в классной комнате была отличной, а оптимальные акустические условия позволили снизить время реверберации практически в два раза. Для этого был определен ряд необходимых показателей и параметров.


Акустическая характеристика класса

В первую очередь, специалисты выполнили определение времени реверберации*, после чего была сопоставлена разборчивость и слышимость речи в обычном классе и классной комнате с повышенным акустическим комфортом. Исследования показали, что четкость и ясность речи напрямую зависит от уровня акустики, как и восприятие информации. Кроме того, снижение общего уровня шума улучшает эффективность обучения, позволяя ученикам сконцентрироваться. Шум может вызвать чувство беспокойства и чрезмерного утомления, что недопустимо по отношению к школьникам.

Директор лицея, Лауреат премии Президента РФ, д-р пед. наук, профессор Владимир Чудов подчеркнул, что данное учебное заведение является современным и инновационным. Именно в лицее ученики могут получить глубокие знания в различных отраслях, которые в дальнейшем будут применены для достижения поставленных целей в юношеской и взрослой жизни. Комфортные условия обучения играют далеко не последнюю роль в формировании качественного образования. И акустическая среда – важнейшая составляющая комфорта.

Кроме того, Владимир Львович подчеркнул, что зачастую в классных комнатах уровень шума находится гораздо выше допустимой нормы. Акустические звукопоглощающие элементы, установленные в помещении, заметно снижают уровень шума, что благотворно влияет на обучение учеников и работу учителей. Данные акустические исследования проведены с целью демонстрации потенциала акустической модернизации и возможности ее применения в любой классной комнате.


Воздействие акустики на человека

Акустика помещений влияет на все сферы деятельности человека, начиная от обучения и работы, и заканчивая отдыхом и занятиями спортом. Если рассматривать конкретно образовательную сферу, которая и является объектом исследования, плохие показатели акустики снижают продуктивность не только процесса обучения, но и работы учителей в целом, не говоря уже об ухудшении состояния здоровья.

Американское акустическое общество проводит регулярные исследования в данной сфере. Согласно последним сведениям, если увеличить фоновый шум хоты бы на 10 дБ, информация будет усваиваться на 5-7 % хуже, даже если она будет не устной. Кроме того, это повысить общий уровень напряжения, негативно скажется на здоровье органов речи, слуха, нервной системе, соответственно – общем самочувствии человека. Учителя более чем в 30 раз чаще сталкиваются с проблемами голосовых связок в сравнении с представителями других профессий.

Немецкие и английские ученые взялись за изучение другой стороны акустического комфорта. К примеру, чем благоприятней звуковая среда в классе, тем лучше ученики на слух воспринимают устную речь, а также работают в группах и проявляют заинтересованность. К примеру, снижение уровня шума на 13 дБ же благотворно влияет на показатели успеваемости. В тех помещениях, где преимущественно идет монолог преподавателя, уровень шума нужно снизить хотя бы на 10 дБ.

Если сравнить показатели акустики в пустых классах со звукопоглощающими панелями и без них, то уровень шума первого будет примерно на 5 дБ ниже. Свою роль играет и так называемые «эффект библиотеки»: чем меньше будет шума, тем тише ученики будут разговаривать, чтобы поддерживать приятную тишину и спокойную обстановку, комфортную для слуха.

Если выразить снижение на 13 дБ на реальном примере, это равносильно тому, когда выключают мощный вентилятор в комнате или заглушают двигатель грузового транспорта, стоявшего под окном. Наступает моментальное расслабление органов слуха, что приносит как физический, так и моральный комфорт.


Важность акустической среды

Если для простых школьников показатели акустического комфорта крайне важны, то у детей с повышенной чувствительностью данные требования продиктованы здоровьем или личными потребностями. Это касается учеников с нарушениями слуха, школьников, которые только изучают язык, страдают гиперактивностью, синдромом дефицита внимания или другими нарушениями нервной системы.

К примеру, по данным правительства Шотландии**, процент таких учеников составляет не менее 21 %. Для проведения исследования «чувствительных» детей перевели в класс с акустическим комфортом, что сразу же повлияло на их успеваемость и поведение. Это касается и учителей: в таких классных комнатах у них нормализуется гормон стресса, частота сердечных сокращений, пульс, улучшается настроение и стрессоустойчивость***.

Для формирования идеальной акустической среды в любом помещении необходимо обратиться к специалистам, которые регулярно участвуют и сами проводят исследования, обучающие мероприятия, прекрасно зарекомендовали себя и успешно завершили не один десяток проектов. Проблема улучшения акустики в классных комнатах является как никогда актуальной, не говоря уже о необходимости снижения риска развития профессиональных заболеваний у преподавателей.


* Время реверберации демонстрирует длительность затухания звуковой волны на 60 дБ (определяется в секундах). Если акустическая среда является благоприятной, будет слышен только звук от говорящего к слушателям. Это означает, что в помещении не будет возникать так называемых поздних отражений – звуковых волн, которые отразились от

стен, потолка, пола, мебели и негативно влияют на разборчивость и слышимость речи из-за создания фоновых шумов.

** Сведения были представлены во время доклада Правительства Шотландии и касались непосредственно вступления в силу Закона «Об образовании» 2004 года и акта дополнительной поддержки сферы образования.

*** Исследования проводились учеными Бременского Университета в Германии.

Похожие статьи
21.07.2021
Помещения со звукопоглощающими потолками Ecophon
Помещения со звукопоглощающими потолками Ecophon
Звукопоглощающие потолки – это популярное и востребованное решение для помещений с необходимостью повышения общего уровня поглощения звука. На время р..
21.11.2020
Понятие разборчивости речи
Понятие разборчивости речи
Качество речи, которая доносится до слушателя, напрямую зависит от ее разборчивости. Направленные звуковые волны называются прямым звуком. В том случа..
11.06.2021
Акустика помещений открытого типа
Акустика помещений открытого типа
Для достижения оптимальных звуковых параметров в открытых помещениях необходимо учитывать не только время реверберации, но и форму, размер, другие осо..